В клинике позвоночника и стопы уже 4 года успешно работает коррекционное отделение по лечению задержки речевого развития у детей.

Понятие задержки речевого развития (ЗРР) – наиболее позднее в сравнении с возрастной нормой овладение ребенком устной речи.

ЗРР – является медицинской, педагогической и социальной проблемой. Поэтому начало лечения ЗРР в отличие от ранее принятого - в 5 лет занятия с логопедом, рекомендуется начинать в 1,5-2 года, с остеопата – коррекцией патологических состояний ведущих к задержке речевого развития.

  1. 70 процентов случаев - это гипоксическое состояние (недостаточное насыщение крови ребенка кислородом) как во время беременности, родов, так и на первом году жизни, ведущие к повреждению ЦНС, в частности, речевых центров Брока и Вернике.

В период беременности – это токсикоз, тонус матки, предлежание плаценты, обвитие пуповиной, тазовое предлежание плода, ранее старение плаценты, повышение АД, сахарный диабет и др. В этот период работа остеопата совместно с гинекологом по нормализации плацентарного кровотока, снятие напряжений с беременной матки очень важно и существенно. Безмедикоментозное остеопатическое воздействие позволяет сохранить беременность, а главное здоровье новорожденного, без токсичного влияния медикаментов на мозг ребенка.

  1. Внутриутробная инфекция – которая вызывает как токсическое поражение мозга, так и органическое, вплоть до гибели коры головного мозга.

В период родов ведущей причиной ЗРР также выступает:

1) гипоксическое поражение центральной нервной системы,

2) родовые (механические) травмы - кривошеи, вывих ключицы, надрывы мышц, повреждение нервных стволов, а также нервов управляющих мышцами языка, глотки, мимической мускулатуры, участвующей в акте сосания, а в дальнейшем формирование речи.

3) токсические поражения головного мозга в результате повышения общего уровня билирубина (затяжная желтуха новорожденного, протекающая более 2-х недель. Превышение уровня билирубина в 2-3 раза от нормы оказывает угнетение мозговой деятельности, в частности задержка речевого развития).

Как можно диагностировать эту проблему?  5 значимых признаков:

1. Ребенок, зевая не открывает полностью рот или перекашивает его в одну сторону, при сосании груди не захватывает полностью сосок.

2. Не высовывает язык за губу, показывая только кончик язычка, а должен высовывать не менее чем на 1-1,5 см и находиться в центре ротовой полости.

3. Когда плачет должен вытягивать губки вперед и разворачивать их в стороны – улыбаться. Нужно стараться обращать внимание на симметрию этого движения.

4. Щечки должны быть мягкими и губки легко стягиваться «бантиком».

5. При плаче и радости на коже лба должны появляться складочки.

Закладка основ речевого развития начинается с рождения. Первое прикладывание к груди матери делает язык центром развития гортани, мышц и нервов, стимулирующих развитие речевого центра. Если ребенок не берет грудь или берет, но не захватывает полностью сосок матери, заглатывает воздух, срыгивает, «устает» сосать – это первые признаки соматических нарушений сосательного рефлекса с которыми обращаются к остеопату с неврологическим образованием.

Дальше делается следующий ошибочный шаг родителями – не может сосать грудь, пусть сосет соску со смесью. Формируется не правильный патер сосательных движений, то есть сосание соска матери и соски бутылочки значительно отличаются по механизму движений нижней челюсти и главное – языка. В результате чего нарушается иннервация всего желудочно-кишечного тракта и 60% наших детей страдают от сильнейших болей в животе, запоров, они кричат до появления грыжи в паху, пупке – после чего родители обращаются к хирургу, неврологу, аллергологу, за лечением заболеваний, которых в принципе не должно быть при правильном развитии.

В 6 месяцев происходит формирование и развитие мышц ротовой полости (новой пищей – прикормом), изменение его консистенции, идет формирование пищевого комка с дальнейшим его проглатыванием и если нарушена иннервация языка, глотки, то есть частично поражены нервы, управляющие языком и глоткой – ребенок давится прикормом – возможно существует необходимость показать ребенка остеопату и неврологу.

Очередная ошибка - давится, не даем ему жевать, то есть останавливаем следующий этап развития речи – стимуляцию слухового рецептора, с жеванием значительно обостряется у ребенка слух, так как суставная головка нижней челюсти участвует в помпаже среднего уха, протягивая связочный аппарат среднего уха. И если ребенок не научился жевать, могут возникнуть заболевания Лор-органов, узкие носовые ходы, риниты, отиты, ребенок не выходит из кабинетов поликлиник, и при нормальных показателях иммуноглобулинов говорят «слабый иммунитет». Ребенок – это сложная биологическая система, которую нужно правильно загрузить и запустить программу здоровья.

У ребенка неспособного самостоятельно и полноценно жевать до 1 года, формируется разная степень снижения слуха, вплоть до глухоты, и если ребенок вместо слов произносит отдельные не связанные звуки, возможно он не слышит вашу речь, а при расстройстве аутического спектра  в его голове, который сопровождается постоянным «сенсорным шумом» заглушающим вашу речь, не может за Вами повторить.  Это похоже на разговор двух людей в метрополитене. Здесь возможно понадобиться консультация сурдолога и совместное лечение ЛОР-врача, невролога и остеопата.

 Причиной ЗРР также может быть сенсорная перегрузка — это состояние, которое возникает, при громком шуме, звуков из различных источников, таких как, когда несколько человек говорят одновременно, или папа смотрит слишком громко футбол, постоянно работающий телевизор или музыкальный центр. Ребенок находится в состоянии «метро».

Одним из важнейших аспектов ЗРР- является дефицит общения - общения на ментальном уровне.

Если на мой вопрос: разговариваете ли вы с ребенком во время беременности и в первые месяцы после рождения, мамы отвечают: «Он же не умеет разговаривать, о чем с ним говорить», то я вижу в этом одну из серьезных причин ЗРР. Всегда обращаю внимание мам на мимику лица - посмотрите на себя в зеркало, если на вас смотрит человек, его лицо светится счастьем, добрая улыбка, лучезарные глаза, то с ним хочется общаться и ребенок на это лицо издает звуки, привлекает внимание к себе (гулит), то есть он «зеркалит» вас. Поэкспериментируйте: насупьте брови, изобразите плач, ребенок тут же это повторит. Улыбнитесь, заговорите с ним, и он ответит – звуком, движением, эмоцией на лице.

От вашего психоэмоционального здоровья, наблюдательности, любви и внимания зависит захочет ли ребенок общаться с вами или закроется от вас.

В клинике позвоночника и стопы прием ведут квалифицированный специалисты – остеопат, невролог, которые занимаются вопросами задержки речевого развития у детей. Наша главная задача – укрепление здоровья вашего ребенка.